Устройство типового гидротрансформатора
Одной из наиболее значимых составных частей автоматической коробки переключения передач (АКПП) является так называемый «бублик»: гидротрансформатор. Его функция – передавать крутящий момент от двигателя работающего автомобиля к элементам АКПП. В состав типового гидротрансформатора входят шесть основных элементов:
- насос (насосное колесо)- механически связанный с двигателем при помощи турбинного колеса (которое, в свою очередь, соединено с валом автоматической коробки через шлицы). Крыльчатка насоса вращается и тем самым создает давление масла, поток которого заставляет вращаться турбинное колесо;
- статор- изменяющий направление потока масла. Таким образом, эта деталь также включена в процесс преобразования крутящего момента: наряду с турбинным и насосным колесами. Статор направляет масло, обладающее немалым количеством остаточной энергии, снова на крыльчатку насоса. В результате вращение крыльчатки ускоряется, а крутящий момент увеличивается;
- турбина (турбинное колесо)- вращается с меньшей скоростью, чем насосное колесо. Благодаря характерной форме лопаток турбины и статора, масло направляется на обратную сторону лопаток статора. Вследствие этого статор заклинивается, а во время его неподвижности на вход насоса передается максимальное количество остаточной энергии масляного потока, которую позволяет сохранить и задействовать в работе именно вращение турбинного колеса;
- обгонная муфта – связующее звено между статором и насосом;
- плита блокировки гидротрансформатора- элемент позволяющий заблокировать агрегат в момент, когда автомобиль наберет достаточную скорость и функции гидротрансформатора становятся неактуальны. Разумеется, при торможении машины плита блокировки гидротрансформатора мгновенно перестает функционировать;
- корпус гидротрансформатора- элемент приводящий масляный насос автоматической коробки переключения передач в действие. Этому способствует дополнительный валик, который размещается внутри основного вала турбинного колеса гидротрансформатора и связывается с его корпусом при помощи шлицевого соединения.